По количеству высотных зданий Москва является лидером среди российских городов, да и в мировых рейтингах столица стабильно держится в первой десятке. Это означает, что у компаний, оказывающих "альпинистские" услуги (очистка фасадов, мойка окон, удаление высолов и прочие) по клинингу подобных строений, работы хватает. Ведь, как говорится, встречают по одежке, и внешнему виду любого многоэтажного сооружения (в большинстве своем это МФК) сейчас уделяется ничуть не меньше внимания, чем внутренней уборке.
Как было, как есть
Российский клининг-рынок в сравнении с западным еще очень и очень молод: точкой отчета можно считать 1990 год, когда в стране появились первые фирмы, специализирующиеся на профессиональной уборке. Казалось бы, приличный срок, однако за рубежом "чистый" бизнес начал формироваться еще в 19 веке. Тем не менее за 26 лет своего существования (по историческим меркам небольшой период) отечественная клининг-индустрия успела пройти немалую дистанцию и, если не сравнялась, то, по крайней мере, вплотную приблизилась к лидерам.
Даже времена кризисов эта отрасль российской экономики переживала относительно безболезненно. Как вспоминает Юрий Рябичев, экс-президент Ассоциации русских уборочных компаний, в 1998 году, например, клининг стремительно развивался благодаря появлению в стране западных ритейлеров и их отработанной системой уборки и ухода за поверхностями. "Чистому" бизнесу они дали крупные заказы с возможностью последующего выхода в регионы, а также подтолкнули основных игроков к активному изучению и применению самых современных технологий. В последующие несколько лет клининг-компании основным полем своей деятельности избрали коммерческую недвижимость - рынок, на тот момент находившийся в стадии своего становления, а значит, весьма перспективный.
По данным агентства Discovery Research Group, до второй волны кризиса (2008 год) темпы роста в клининговом секторе составляли примерно 30-40% в год. Такая впечатляющая динамика достигалась за счет обслуживания введенных в эксплуатацию строительных объектов (офисные здания, аэропорты и так далее) и сооружений, контракты по которым были давно подписаны. После экономического коллапса многие показатели ухудшились, но в целом отрасль чувствовала себя уверенно. Согласно оценкам аналитиков в 2009 году объем рынка услуг профессиональной уборки в России составлял 1 млрд долларов, в 2012 - около 1,7 млрд. В стране насчитывались более 1 тыс. компаний, занимающихся профессиональной уборкой, при этом основной пул сосредоточился в Москве и Санкт-Петербурге. Как отмечали в своем отчете эксперты DRG, рентабельность бизнеса зависела от размера фирм: средние и мелкие брались за специализированные заказы, часто разового типа, приносящие высокую долю чистой прибыли, крупнейшие игроки предпочитали работать на основе долгосрочных контрактов (рентабельность до 7%), обслуживая внушительные по своим размерам офисные, торговые и промышленные территории.
Делая прогнозы на период 2013-2015 годы, специалисты предрекали стабильный и значительный прирост рынка на уровне все тех же 30-40%. Однако уже с 2012 года темпы экономического развития России стремительно падали (что отразилось и на клининговой отрасли), и кризис 2014-2015 годов стал лишь логичным продолжением этой тенденции. Для компаний, занятых в сфере профессиональной уборки, этот период, пожалуй, стал самым тяжелым. Закрылся ряд банков вместе с расчетными счетами многих клининговых фирм, уменьшилось количество заказов от физических лиц, клиенты в силу ограниченности собственных бюджетов были вынуждены осуществлять оптимизацию расходов, в том числе на клининг и эксплуатацию (сократить затраты на данные услуги либо вовсе отказаться от них), а вот высокая конкуренция среди игроков и растущие ставки по кредитам никуда не исчезли. "Российский рынок клининга сейчас переживает не самые благоприятные времена. Из-за необоснованного ценового демпинга в данном сегменте растет количество недовольных клиентов и, соответственно, снижается количество стабильных контрактов. Это, в первую очередь, связано с тем, что несмотря на снижение цены для заказчика, себестоимость работы как небольших, так и крупных компаний, выросла на 10-20% из-за роста стоимости импортного оборудования (повлиял курс доллара) и ужесточения требований к персоналу", - анализирует ситуацию генеральный директор компании IQ Cleaning (структура RD Management) Рипсиме Узунян.
Есть и еще одна трудность, с которой пришлось столкнуться "чистому" бизнесу. В России клининг является одной из основных сфер деятельности для трудоустройства мигрантов, но в условиях кризиса существующие зарплаты для таких сотрудников стали менее привлекательными. Вдобавок их отпугивала ежегодно увеличивающаяся стоимость патента, растущие затраты на получение необходимых документов для работы в России и ужесточение миграционного законодательства. В результате, как сообщается в исследовании BusinesStat, в 2015 году численность персонала в отрасли составила 55,9 тыс. человек, что, к примеру, на 10,7% ниже уровня 2013 года.
Менеджер проектов отдела управления недвижимостью CBRE Елена Хорошилова обращает внимание и на другую сложность. По словам эксперта, на рынке сейчас наблюдается катастрофическая нехватка квалифицированного персонала. "С одной стороны, клининговые компании нуждаются в профессиональных управленцах объектов, владеющих современными технологиями работы с различными поверхностями и разбирающихся в технической спецификации объектов. С другой стороны, все участники рынка столкнулись с нехваткой квалифицированных уборщиков. Поэтому в настоящий момент обучение персонала происходит непосредственно на объекте с учетом специфики помещения", - подчеркнула она.
И с высоты вам шлем привет
Впрочем, даже с учетом вышеперечисленных проблем отрасль удар держит. Объектов коммерческой недвижимости, старых и новых, нуждающихся в постоянной профессиональной уборке, по-прежнему хватает, и спрос на услуги компаний-"мойдодыров" существует, пусть и не в прежних объемах. И уж точно есть работа у клининговых фирм, обслуживающих высотные здания.
Согласно ГОСТу 51870-2002 ("Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия") фасады высотных зданий подлежат очистке дважды в год - осенью и весной. При этом температура воздуха должна быть не ниже нуля градусов. Строения, располагающиеся на основных магистралях, "генералить" приходится чаще: отмывать фасады - три-четыре раза за год, остекления - едва ли не каждый месяц.
По количеству сложностей в чистке на первом месте стоят алюминиевые конструкции, более всего подверженные загрязнению и окислению и требующие использования подходящих химикатов. То же справедливо и в отношении стеклопакетов: герметик, заливаемый между стеклом и рамой, от сильного давления при чистке напором струи или применения несоответствующих химсредств может разрушаться, приводя к разгерметизации блоков и протечкам, помимо прочего, в отдельном обслуживании нуждаются стеклопокрытия с подогревом (удаление статического электричества). "В любом случае, имеется специфика очистки фасадов высотных зданий, работы по которой могут быть выполнены различными способами - с помощью пескоструйной чистки, ручной чистки, чистки сухим льдом, высоким давлением, мойки деминерализованной водой, водной мойки. Крайне важно получить консультацию специалиста-технолога по необходимому методу очистки фасада", - резюмирует Елена Хорошилова.
Естественно, что свою роль играет и конструктивные особенности здания (например, отрицательные углы наклона фасадных панелей). Чем больше промышленный альпинист сможет вымыть за смену и чем больше сам объект приспособлен под осуществление данных задач (наличие мест для крепления), тем ниже общая стоимость услуг профессиональных клинеров. В случае с нестандартной архитектурой строения специалистам приходится прикладывать гораздо больше усилий и времени для доступа к рабочей поверхности, соответственно, должен измениться и прейскурант. Но такое, что интересно, происходит не всегда, поскольку зачастую внешней уборкой высотных зданий занимаются люди, напрямую связанные с альпинизмом, и для них подобные сложности сродни вызову и определенной тренировке.
Стоит отметить, что сейчас деятельность скалолазов-мойщиков предусматривается даже на этапе проектирования будущего здания. Необходимо, чтобы в этом процессе принимала участие компания, которая продумает технологию дальнейшей эксплуатации строения в целом и мытья фасадов в частности (например, рельсовое крепление люлек или же полностью автоматизированные системы). Так, на одной из башен ММДЦ была изначально установлена система CoxGomyl, которая полностью заменяет клинера-высотника: специальная система мини-кранов позволяет быстро доставить оборудование и организовать очистку фасадов/остекления на любом участке.
Логичный вопрос: не поставит ли умная техника крест на профессии промышленного альпиниста между прочим, входящей в список самых рискованных? Использование заменяющих людей машин - отличный способ оптимизировать расходы (не надо тратить деньги на экипировку, наем персонала) и избежать человеческой гибели. На Западе, скажем, нередко используются специальные роботы, сконструированные специально для мытья наружной стороны небоскребов. Эксперты считают, что, если это и произойдет, то в отдаленном будущем. По словам Елены Кузьминой, директора департамента клининга NAI Becar, за рубежом автоматизация клининговых процессов вполне оправдана из-за увеличенной частоты проведения данных работ, а также благоприятных погодных условий. В России же во многом из-за климатических условий и высокого уровня загрязненности, внедрять подобную практику пока не целесообразно. "Помимо всего прочего, любыми механизмами должен управлять оператор. Соответственно, и в штате должен быть предусмотрен специально обученный человек. А это лишнее увеличение затрат", - говорит эксперт.
Технологии действительно расширяют влияние, и требования к работе альпинистов значительно повысились, уверена Рипсиме Узунян. Она убеждена, что повсеместное распространение роботизированных аппаратов - следующий этап развития клининг-отрасли. Однако специалист не думает, что мойщики-высотники исчезнут как профессия. "Скорее, просто перейдут на менее передовые объекты, которые пока не автоматизировали процесс полностью. Пока же происходит внедрение автоматических систем очистки фасадов, но в их работе все равно требуется контроль со стороны человека", - заявила Рипсиме Узунян.
Преимущество перед машинами промышленных альпинистов - их мобильность и относительно недорогое обслуживание. Такого мнения придерживается Елена Хорошилова. "Работа альпиниста оценивается в среднем в 1 доллар за 1 кв. м поверхности. Кроме того, в условиях, когда машины могут отказать, например, из-за климатических условий, альпинист всегда готов подстраховать", - подчеркивает эксперт.
Как показывает опыт, на сегодняшний день наиболее распространенным способом (и будет таким оставаться еще довольно долго) обслуживания фасадов является промышленный альпинизм. Использование же на практике автоматизированных подъемных устройств весьма ограничено, и руководитель отдела консультаций Sawatzky Property Management Андрей Синявин объясняет, почему. Во-первых, для управления такими механизмами требуется соответствующее обучение персонала, а совокупная стоимость аттестации (притом ее может быть несколько видов) специалистов составляет 50 тыс.-70 тыс. рублей в год. Во-вторых, стоит учитывать немалые расходы на покупку (от 2,25 млн до 6 млн рублей), монтаж, ежемесячное обслуживание и ежегодное освидетельствование одного подъемного устройства (200 тыс.-250 тыс. рублей). В-третьих, следует планировать дополнительные траты на страхование опасного производственного объекта. "Для примера - стоимость услуг по мойке фасада и витражного остекления площадью около 11 тыс. кв. м методом промальпинизма составляет около 900 тыс. рублей в год. Таким образом, средства, потраченные только на создание механизированной системы, сопоставимы со стоимостью обслуживания фасадов/остекления силами промышленных альпинистов в течение четырех-шести лет", - подводит итог Андрей Синявин.
Высоко сижу, далеко гляжу
Даже в условиях современной непростой экономической обстановки перспективы у "альпинистского" клининга на ближайшие годы весьма обнадеживающие, уверены эксперты. Мелкие компании, оказывающие услуги по профессиональной уборке, как правило, не держат в штате высотников (в большинстве своем работа "скалолазов" - сезонная и использовать их всего лишь несколько раз в год невыгодно), крупные компании, напротив, могут себе это позволить даже в кризисное время. Вдобавок, сама отрасль постепенно выходит из пике. По данным различных аналитических агентств, объем рынка на сегодняшний день оценивается в 200 млн-220 млн долларов, московского - 100 млн-150 млн долларов. Ежегодный прирост составляет примерно 30%. "Только на столичном рынке работают более 300 клининговых компаний. Из них больше половины (65-70%) - крупнейшие операторы с численностью штата более 500 человек", - делится статистикой Андрей Кротков, генеральный директор и партнер УК Zeppelin.
Кроме того, в 2017 году анонсируется ввод около 440 тыс. кв. м нового офисного предложения. Основной объем придется на ММДЦ и Центральный деловой район, где уже хватает высотных сооружений, а станет еще больше. Это означает, что поле деятельности клининговых компаний (в том числе и тех, которые оказывают "альпинистские" услуги) значительно увеличится. Стоит держать в уме и Генплан развития города, согласно которому до 2020 года предполагается строительство около 20 млн кв. м административных строений (опять-таки немалая их часть будет солидного "роста"), потому возможности дальнейшего развития бизнеса высотного клининга достаточно велики.
Дмитрий Бахтин